Friday, July 13, 2012

University of Opportunities

Провел 10 дней на летней школе по Science & Technology Studies, организованной ЕУ СПб при поддержке фонда "Сколково". Про впечатления напишу отдельно (а было хорошо), пока выкладываю "продукт", который получился по мотивам наблюдений и размышлений (важно отметить, что тема, по которой я пишу ниже, на школе не затрагивалась совсем).

Университет возможностей, факультеты сложных задач, кафедры людей
  1. Существующие системы образования готовят людей для систем (а некоторые системы еще и големы при этом). Мифом предполагается, что такой-то системе нужно столько-то специалистов. Их нужно готовить по такому-то плану.
  2. Человек тем эффективней, чем он больше занимается тем, что ему интересно, и тем к чему у него есть склонности.
  3. Кого сейчас нужно готовить и как - сейчас все менее очевидно, так как не понятно для кого (чего) и для какой деятельности
  4. Самый большой спрос на: умеющих самостоятельно работать междисциплинарщиков и предпринимателей
  5. Передача уже осознанного и структурированного знания начинает мигрировать в среды для Massive Open Online Courses (MOOCs) вроде Udacity и Khan Academy. 
Поэтому актуальная функция для вуза - это создавать возможности для развития и самореализации для конкретного студента (student-centered education). А такую ценность могут создавать только конкретные люди. На какой кафедре могли бы преподавать Да Винчи или Авиценна? На многих. Но зачем их искусствено разделять, если можно просто сделать кафедру или специальность всего того, чем они занимаются - междисциплинарность при этом обеспечена изначально.

В театральных вузах, похоже, что-то подобное было всегда. Мастер набирает себе группу и потом ведет её на протяжении всего времени обучения и делает с ними реальный групповой проект - спектакль. Т.е. они все готовят одну большую совместную работу. Работают со звездами, учатся у них, некоторые потом сами становятся звездами. Себастиан Трун - пример такой звезды в Computer Science, Artificial Intelligence и Self-Driving Cars.


Интерес и мотивацию к обучению формируют не только люди, но и амбициозные задачи.
Дмитрий Песков (АСИ, Метавер) несколько дней назад у себя Facebook написал:
"Что поражает в нашем управлении образованием - это консерватизм и неспособность к риску. Кажется, это поколенческое. Между тем в 30-ые годы лучшие институты создавались тридцатилетними и под конкретные цели. Если бы я создавал такой институт сегодня - делал бы его под конкретную задачу - например, дешевый гиперзвуковой беспилотник, и собирал из молодых ученых и инженеров - давая им право много раз ошибаться, и право учиться у мировых лидеров..."
Дешевый беспилотник - вероятно, хорошая задача не только для института, но и для факультета. Self-Driving Cars еще один пример. Думаю, ИД "Афиша" Ценципера и "Йота" Свердлова - на определённых этапах также работали как такие институты-факультеты.

No comments: